Во Всеволожске с 1964 проживал известный российский писатель второй половины ХХ века, автор 10 романов, 3 повестей, нескольких публицистических статей и очерков Слепухин Юрий Григорьевич. Слепухин умер от инфаркта после перенесенной автомобильной катастрофы в 1998 году. Похоронен близ Всеволожска на кладбище «Красная Горка». В городе есть улица Слепухина и Всеволожская библиотека носит его имя.

Творческий путь писателя начинается в Аргентине, куда Слепухин уезжает в качестве «перемещенного лица» через несколько лет после окончания войны.

Именно там, испытывая острое чувство ностальгии по Родине, Слепухин начинает свой первый роман «Перекрёсток», основанный на   воспоминаниях о довоенной юности. Там же, в Аргентине, на испанском языке был написан черновой вариант романа «У черты заката», а также собран материал для документальной повести «Джоанна Аларика» (1957). В «Джоанне Аларике», посвященной национально-освободительной войне в Латинской Америке, автор рассказывает о событиях 1954 года в Гватемале. Трагическая судьба главной героини – гватемальской журналистки, ее первая любовь показаны на фоне исторических событий в этой маленькой стране, ставшей жертвой агрессии со стороны крупной транснациональной корпорации.

После возвращения на родину писатель полностью посвящает себя литературе. Его неординарная судьба и годы, прожитые в условиях различных государственных систем, начиная от тоталитарных и заканчивая демократическими, позволили Слепухину накопить богатейший жизненный опыт. Нравственная позиция личности перед обществом, другими людьми и доскональный анализ исторических процессов стали основными темами его творчества.

Предлагаем обзор творчества писателя:

Тетралогия

Тетралогия о Второй мировой войне, состоящая из романов «Перекрёсток» (1962), «Тьма в полдень» (1968), «Сладостно и почётно» (1985), «Ничего кроме надежды» (2000), занимает особое место в литературном наследии писателя. Действие этих четырех романов происходит в период с 1936 по 1945 гг. Главные герои тетралогии – это представители «поколения сорок первого года», романтически настроенные старшеклассники, в жизнь которых беспощадно вмешивается война. Четыре романа в целом представляют собой эпопею, включающую в себя глубокий анализ исторических процессов и человеческих судеб того времени.

Перекресток

В романе «Перекрёсток» основное действие происходит в одном из украинских городов в довоенные годы; в романе «Тьма в полдень» получает подробное изображение нацистская оккупация, история деятельности и гибели комсомольского подполья в тылу противника. Здесь же впервые звучит тема «белой эмиграции», приведено описание Курской битвы. Название романа выбрано далеко не случайно, ведь его действие происходит накануне исторического перекрестка – Великой Отечественной войны. Да и для самого писателя создание этого романа тоже стало своего рода перекрестком: он возвращается в своем творчестве к годам отрочества и юности, которые он провел на родной земле. Это трудное, неспокойное предвоенное время получает подробнейшее изображение в «Перекрестке». Быт того периода, характеры, типичные ситуации, люди разных профессий и возрастов — все это есть в романе. Есть и особая атмосфера времени и места, которая заставляет читателя верить в реальность происходящего и воспринимать литературный персонаж как давнего знакомого. Подобное умение Слепухина остро чувствовать время и место проявляется и в других его произведениях.

Тьма в полдень

Второй роман из этой тетралогии «Тьма в полдень» (1968) занимает особенное место  в череде произведений писателя. Этот роман считается самым эпическим из сочинений Слепухина, для которого было характерно лирическое мировосприятие. Здесь война показана автором изнутри, глазами солдата Сергея Дежнева, которому приходится воевать сначала под Москвой, а затем под Харьковом и на Курской дуге. Татьяна, которая по стечению обстоятельств была вынуждена остаться в Энске, захваченном фашистами, является воплощением второй темы романа — жизни в оккупации.  Город Энск находится в степи, на сотни километров вокруг нет ни партизан, ни постоянной связи с Большой землей, поэтому существующее в городе подполье не может рассчитывать на помощь извне. Татьяна становится подпольщицей, не считая это подвигом, а просто следуя своему внутреннему зову, зову собственной совести.   Подполье в Энске практически беспомощно, у его членов практически нет оружия, нет партизанского движения, с которым можно поддерживать связь. Тем не менее, у подполья есть возможность показать людям, что немцы — не единственные хозяева в городе. Участники подполья пытаются спасти людей от угона в Германию, расклеивают в городе листовки, стараются добыть и передать своим хоть какую-то важную информацию. Быт небольшого городка, оккупированного фашистами, описан с поразительной реальностью. Каждый из персонажей романа исповедует свою собственную философию, главной сутью которой является Ценность – ценность краткости бытия, жизни во всех ее проявлениях, ценность человеческих чувств. Автор оставляет финал романа открытым и драматическим, заставляя читателя глубоко переживать описанные в нем события.

Сладостно и почетно

В романе «Сладостно и почетно» (1985) – третьей части знаменитой тетралогии — показаны драматичные судьбы советских людей, насильно угнанных в Германию. Действие романа происходит в завершающий период войны, когда неизбежность крушения гитлеровского рейха становится очевидной. Подробное описание получила в романе и картина немецкого антинацистского подполья — автор рассказывает читателям о так называемом «заговоре генералов» против Гитлера, участниками которого стали офицеры из окружения полковника Клауса фон Штауффенберга.  Действие этого произведения разворачивается в Германии, центральным моментом повествования является попытка государственного переворота 20 июля 1944 года. Писатель изображает не только вымышленных персонажей, но и реальные исторические фигуры из Верховного командования сухопутных войск Германии. В части описания знаменитого заговора роман можно считать строго документальным. Пожалуй, впервые в советской литературе появилось описание жестокой бомбежки Дрездена. Одна из сюжетных линий романа повествует о судьбе Людмилы Земцевой, которая была угнана в Германию в самом начале войны, и безумной любви, связавшей русскую девушку и немецкого офицера Эриха Дорнбергера, принадлежавшего к кругу заговорщиков. Поначалу Людмила страшится своего глубокого чувства к немецкому офицеру, но в итоге покоряется ему. Она понимает, что Эрих не фашист, а жертва фашизма, как и все честные немцы. Эрих становится первой любовью Людмилы, любовью горькой и мучительной. Заговор против Гитлера подавлен, его участники подвергнуты жестокой расправе. В день покушения гибнет сам Эрих Дорнбергер. Людмила по поручению подполья отправляется в Дрезден, который на следующий же день уничтожается англо-американской авиацией. Чудом оставшаяся в живых, Людмила пытается выбраться из развалин здания, где она укрывалась. Финал романа снова остается открытым.

Несомненно, в романе «Сладостно и почетно» нашли отражение темы, которые Юрий Слепухин использовал во всех своих произведения — долг, честь, ответственность, загадка женской души. Как бы ни различались положительные персонажи этого романа по своей внутренней сути и мировоззрению, их объединяет один пафос, который можно выразить словами Горация: «Сладостно и почетно умереть за отечество». Этот роман должен был выйти свет в середине шестидесятых годов, однако, впервые был издан лишь двадцать лет спустя. Чье-то мнение относительно «невозможности» любви между русской девушкой и немецким офицером и «вредности» подобного сюжета для патриотического воспитания советской молодежи стало причиной того, что роман «затормозили». Сам Слепухин в течение десяти лет после такого «мнения» не напечатал ни строчки.

Ничего кроме надежды

Роман «Ничего кроме надежды» (2000) является заключительной частью тетралогии. В нем ведется рассказ о завершающем периоде «самой засекреченной войны нашей истории». В частности, в этом произведении автор освещает Берлинскую операцию с совершенно непривычной стороны. Он повествует о том, что сотни тысяч жизней солдат были абсолютно бессмысленно принесены в жертву политическим расчетам и интригам. В романе показана и трагическая судьба миллионов узников фашистских лагерей, которым после освобождения из нацистского плена было суждено отправиться в другие лагеря. Судьбы главных героев романа завершаются самым неожиданным образом. Роман «Ничего кроме надежды» во многом автобиографичен, как и другие произведения Юрия Слепухина.

Диалогия:

У черты заката

Романы «У черты заката» (1961) и «Ступи за ограду» (1965) составляют дилогию, созданную на основе материала периода правления генерала Перона. В дилогии писатель поднимает «вечные вопросы» поиска человеком своего места в обществе, противоречиям, возникающим между творческой личностью и окружающей средой. Судьба живописца-реалиста Жерара Бюиссонье является ярким примером трагедии художника, эстетические принципы которого противоречат требованиям его «среды обитания». Главный герой романа эмигрирует из Франции в Аргентину, надеясь добиться признания у латиноамериканской публики, но его полотна не производят никакого впечатления на зрителей. Пытаясь избежать нищеты, Жерар создает несколько порнографических картин по заказу богатого коллекционера. Осознание ужаса собственного нравственного падения приходит к художнику после знакомства с юной аристократкой Беатрис Альварадо. Она видит в Жераре творческую личность с незаурядным талантом, считает его человеком высоких моральных принципов и без памяти влюбляется в него. Однако, духовный крах художника, изменившего своим принципам, приводит его к трагическому концу.

Ступи за ограду

Роман «Ступи за ограду» является второй частью «аргентинской дилогии» Юрия Слепухина. В этой книги получают продолжение некоторые сюжетные линии из романа «У черты заката». Главные герои этого произведения – аргентинские студенты, принимавшие активное участие в антиперонистском подполье, которым удалось подготовить и осуществить переворот 1955 года. На страницах романа мы вновь встречаем Беатрис Альварадо, уже повзрослевшую, и ее друга по имени Фрэнк Хартфилд. Этот одаренный американский инженер-авиастроитель жертвует любимой работой, карьерой, стабильным заработком, а в конце романа даже покидает родную страну. Инженеры фирмы, в которой работает Фрэнк, едут в ФРГ для организации помощи по налаживанию военного производства. Некий журнал опубликовывает статью о Фрэнке без его согласия, называя его одним из тех, кто отправляется за рубеж помогать новому союзнику США — ФРГ. Хартфилд оказывается в двойственном положении. В глазах общественного мнения он стал образцом толкового парня, который готов на все ради блага своей страны. Однако сам Фрэнк Хартфилд не поддерживает идею возрождения военной мощи Германии. Его отец, будучи военным летчиком, погиб в небе Германии, и его сыну передалась ненависть к фашизму. У Фрэнка есть выбор: он может отказаться от поездки в Германию, сохранив при этом любимую работу и уважение соотечественников. Но память об отце, сражавшемся против нацизма, не дает Фрэнку покоя. Он опровергает факты, изложенные в статье, на специально созванной им конференции и получает прозвище «красного Хартфилда». Пройдут годы, и сотни людей окажутся в положении Фрэнка Хартфилда, отказавшись «защищать интересы своей страны» во Вьетнаме. Все главные персонажи романа со временем осознают несовершенство общества, в котором они живут. Каждый из них занимает  активную жизненную позицию, пытаясь отстаивать свои нравственные идеалы и моральные принципы даже ценой собственной успешной карьеры и обеспеченного будущего.

Киммерийское лето

Роман «Киммерийское лето» (1978), главными действующими героями которого становятся дети героев тетралогии, представляет собой очень точный портрет молодых представителей интеллигенции Москвы и Ленинграда конца 1960-х — начала 1970-х годов.  Писатель поднимает в романе нравственные проблемы, с которыми приходится сталкиваться любому взрослеющему человеку. Здесь затронуты темы дружбы, любви, взрослении, отношениях с родителями и близкими. Главная героиня романа Ника —  любимая дочка обеспеченных родителей. Это красивая, немного избалованная девушка с богатым внутренним миром, очень чувствительная и восприимчивая, что, по мнению ее учительницы, является преградой к счастью. Перед началом последнего учебного года она едет в Крым, где по воле случая оказывается в лагере археологов. В то лето Ника переживает первую любовь – искреннюю, чистую, сильную. В Москве Нику ждет влюбленный в нее мальчик, которому она вынуждена причинить боль, и случайное открытие старой семейной тайны, которая становится причиной душевной боли главной героини и буквально переворачивает ее личный мирок с ног на голову.

В этом романе прекрасно прорисованы образы всех действующих лиц, учтены мельчайшие нюансы их чувств и эмоций, с потрясающей достоверностью изображены душевные терзания героев романа. Здесь писатель поднимает такие сложные вопросы, как нравственность, взаимопонимание, индивидуальность, отчаянная и глубокая первая любовь. Эта книга, в том числе, и о трагедии одной семьи с воистину христианской моралью прощения в ситуации, когда прощение, казалось бы, невозможно. В романе нет места идеологии, свойственной произведениям того времени. Несомненно, это замечательное произведение можно смело назвать «жемчужиной» литературы советского периода.

Южный крест

Первые наброски для сюжета романа «Южный крест» (1981) были сделаны автором еще в годы его жизни в Латинской Америке. «Южный Крест» повествует о трудной судьбе русского человека – ленинградского студента Михаила Полунина, который в 1941 году уходит добровольцем на фронт, попадает в плен, участвует во французском партизанском движении Сопротивления, а после войны по воле обстоятельств оказывается на чужбине — в Аргентине. Его положение «перемещенного лица» заставляет главного героя  глубже почувствовать смысл понятия «Отечество». Особенно острым и занимательным роман делает использование в сюжете истории розыска и поимки Михаилом Полуниным и его коллегами немецкого военного преступника. Жизнь Михаила в Аргентине, в том числе и личная, складывается вполне благополучно, однако с каждым годом тоска по Родине становится все ощутимее и болезненнее. Михаил  осознает, что место человека – там, где он родился. Роман заканчивается возвращением главного героя на родину. Роман «Южный крест» во многом можно считать автобиографичным, поскольку самому писателю пришлось прожить несколько лет вдали от родной земли, в Латинской Америке. Автор с большой достоверностью и точностью описывает жизнь русской колонии в Аргентине в послевоенные годы.

Частный случай

Повесть «Частный случай» (1987) рассказывает о молодом писателе, который вынужден жить и творить в условиях идеологического давления и цензуры. Судьбу главного героя Вадима Кротова можно считать типичной для творческих людей, живших в Советском Союзе в 70–80-х годах. Название повести появилось, вероятно, потому, что для сотрудников КГБ случай Вадима Кротова действительно являлся частным, лежащим вне основных направлений работы этого комитета. Вадим Кротов, 28-летний сторож с высшим образованием не планирует нелегально перейти границу, не бродит по лесам в поисках проб земли и воды, не занимается незаконной переправкой произведений русского искусства за рубеж. Он просто пишет рассказы, и делает это  не ради славы и денег, а только лишь потому, что не писать не может. Тем не менее, читателю понятно, что Кротов вовсе не является графоманом, его рассказы действительно хороши и достойны того, чтобы быть опубликованными. Сам Вадим Кротов переживает тяжелый душевный кризис, год за годом из редакций приходят отказы, будущее ему видится исключительно в черном цвете, поскольку он уже и не надеется опубликоваться вообще когда-нибудь. Писать же всю жизнь «в стол» не имеет смысла — люди не прочтут твоих произведений и не услышат тебя.

Вскоре Кротов обращает на себя внимание некоего Векслера, так называемого «охотника за диссидентами», который предлагает ему опубликоваться за границей. Вадим понимает, что такой поступок заслуживает осуждения, тем не менее, он принимает предложение Векслера. Но повесть «Частный случай» не ограничивается рамками частного случая с Вадимом Кротовым. В ней, помимо явления диссидентства, получает широкое освещение и проблема так называемой «внутренней эмиграции», характерной для большого количества талантливых, умных и социально активных (в прошлом) людей. Финал повести случаен, а вопросы, поднятые в ней, закономерны и требуют решения.

Пантократор

В повести «Пантократор» (1991) писатель пытается дать объяснение некоторым аспектам внутренней политики Сталина, которым, на первый взгляд, просто нет логического объяснения. Слепухин выдвигает гипотезу о том,  что к концу 20-х годов у Сталина, уже глубоко разочарованного в социализме, появилась мысль о необходимости уничтожения партии. Он планировал подвергнуть высшее руководство партии физическому истреблению и намеревался скомпрометировать перед Историей партийный аппарат в целом, обвинив его в массовом терроре, геноциде крестьян и т.п. В этой повести по-новому истолковывается и загадка приграничного сражения, имевшего место летом 1941 года, когда перед противником был открыт путь на Москву, Киев и Ленинград.

Государева крестница

Действие историко-приключенческого романа «Государева крестница» (1998) относится к эпохе Ивана Грозного. В нем писатель снова обращается к теме государства и личности, любви и интриг. Казалось бы, о личности Ивана Грозного нам известно все, тем не менее, Юрий Слепухин находит новые интереснейшие факты, интонации и слова. Перед читателями словно оживает старинная Русь в любви, интригах, славе и трагедиях. Этот исторический роман  по праву можно считать психологической драмой, где есть место и  верности, и чувствам, и долгу.

Не подводя итогов

Главный персонаж незавершённого романа «Не подводя итогов» (2011)  Николай Болотов является ровесником века, на долю которого выпадают все испытания ХХ столетия. Николай происходит из интеллигентной семьи, сразу же после окончания гимназии он вступает в Добровольческую армию. Из-за неблагоприятно сложившихся обстоятельств главный герой вынужден жить в советский период под чужим именем. Уже в глубокой старости Николай Болотов вспоминает ГУЛАГ, Великую Отечественную войну, вынужденную эмиграцию — все те испытания, через которые ему пришлось пройти за свою долгую и нелегкую жизнь. Этому роману присуще осмысление исторических событий с философской точки зрения, в нем отсутствует нетерпимость к инакомыслию, автор считает процессы, происходящие в России, неизбежными.

Гуманизм произведений Слепухина

В произведениях Юрия Слепухина были продолжены великие гуманистические традиции русской литературы, значительное место в его творчестве принадлежит теме любви и милосердия. Многие события автор описывает через призму собственной необычной судьбы и личного опыта. Сюжеты его произведений построены с большим мастерством и талантом, писатель сохраняет традиции русского литературного языка, созданные им образы отличаются яркостью и глубиной, взаимоотношения героев описаны очень точно и тонко. Кроме того, для творчества Юрия Слепухина характерно доскональное знание истории, философское осмысление событий и явлений наряду с незыблемой высокой гражданской позицией.

Слепухина нельзя отнести к тонким стилистам, его произведения не изобилуют изысканностью формы, но отличаются максимальной достоверностью изображения событий, характеров действующих лиц и их жизни. Для Слепухина как романиста характерна точная передача психологических образов его персонажей и исключительное внимание к деталям. Юрий Слепухин в совершенстве владеет умением создавать женские образы, ведь писателя интересует не только профессиональная деятельность его героини, но сама женщина и неразгаданная тайна ее души.

Одной из основных тем творчества Слепухина является тема ответственности, прежде всего ответственности перед собственной совестью. Несомненно, романы этого писателя высоконравственны. Герои его книг постоянно пытаются «ступить за ограду» обыденной морали, они вступают в противоборство с любыми проявлениями бездействия, равнодушия и безнравственности. Ими движет не только долг перед Отечеством, но и долг перед самими собой. Его персонажи не могут не присоединиться к общей борьбе, иначе они перестанут уважать себя.

Писатель неизменно точен и честен в деталях и акцентах.  Стремясь к  правдивому изображению жизни, он не боится ломать стереотипы, «ступает за ограду» существующих полуправд и догм. К сожалению, по этой причине писатель долгое время не имел возможности публиковать свои произведения.

Юрий Слепухин – писатель честный и взыскательный к себе. Его поиск «человеческого» в человеке бесконечен и сложен, как сама жизнь. Все персонажи его произведений правдивы, чутки и искренни. Они любят говорить – говорить много, откровенно, душевно. Возможно, их речи – это и есть внутренний монолог самого автора, который возвращается памятью к самым главным событиям своей жизни с желанием заново осмыслить их и выговорить…

Книга Слепухина Ю.Г,
Книга Слепухина Ю.Г,
Отставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *